О проекте

«Свобода выбора – главное достижение казахстанской демократии!» — эти слова, с которыми почетный председатель жюри 2000 года Дарига Нурсултановна Назарбаева открыла первую церемонию награждения в 2000 г. исключительно точно определили историческую почву возникновения проекта «Выбор года №1″ в Казахстане. Своим появлением проект также обязан желанию казахстанцев знать имена лидеров рынка товаров и услуг. По сведениям различных источников человек ежедневно не менее трех тысяч раз подсознательно делает выбор (чем пообедать, какой галстук надеть, что посмотреть по ТВ и т.д.) Влияют на процесс выбора реклама, рекомендации знакомых, любопытство и собственный опыт. Но любой потребитель хотел бы опираться на квалифицированный совет эксперта и мнение всего общества.

Задачи конкурса

В задачи конкурса входит: сделать обоснованный выбор по каждой из номинаций, установить лучших по сумме критериев, опираясь при этом не на сформировавшийся рекламный имидж номинанта, но на его реальные преимущества; донести факт выбора до основной целевой группы потребителей, используя объединенные спонсорские усилия номинантов. Как следствие — потребитель получит профессиональные рекомендации, исключающие риск неоправданного выбора товара-услуги, а производитель-продавец приобретет мощное преимущество в продвижении брэнда-победителя конкурса.

Участие

Участие в конкурсе — прежде всего, свидетельство того, что участник располагает cильным конкурентным предложением, а также с уважением относится к обществу, не рассматривая его лишь как рынок. Рекламная кампания проекта продвигает и лауреатов, представляет их потребителям в сравнительных отчетах, доступных широкой публике через средства массовой информации. Участник конкурса получает доступ к материалам сравнительных исследований, оценок и мнений экспертов конкурса — свой рыночный портрет, включая мнение на его счет репрезентативной выборки. Это служит материалом для корректировки рыночной стратегии участника. В случае победы в номинации, информация об этом распространяется в СМИ. Победитель сможет также активно пользоваться почетным знаком-медалью конкурса, размещая его на своих товарах, в демо-залах и рекламе. Увидев образ почетной награды №1 по телевидению, а затем в магазинах, на упаковках товаров, в офисах, демо-залах и биллбордах, потребители будут однозначно осведомлены о таком мощном преимуществе брэнда-победителя, что конечно повлияет на выбор покупателей (речь идет о первичной покупке товара(услуги) или о повторной покупке при выборе из товаров(услуг) с близкими потребительскими свойствами). Результаты маркетинговых опросов показали, что при условии акцентированного использования образа награды в рекламе победителя, потенциальные потребители легко идентифицируют образ, встречая его в месте продаж, и строят свой выбор, во многом опираясь на завоеванные товаром в потребительских конкурсах награды (эффект особенно выражен при первичной покупке или при выборе из близких по свойствам товаров).

Методика отбора

Процесс предварительного выбора включает в себя: опрос мнения «Репрезентативной выборки» в нескольких ключевых городах Казахстана; проведение (при наличии возможности) сравнительных «слепых проб» товаров, лишенных очевидного признака марки дегустационными комиссиями; проведение сравнительного анализа Экспертного жюри; изучение резюме участника и оценка представленной в нем информации. По итогам оргкомитет представляет вероятностную оценку, концентрирует материалы в дайджест по номинациям и передает материалы в Высокое жюри.

Жюри

В жюри конкурса входят эксперты, представители различных частных и государственных структур и общественных объединений, уважаемые и авторитетные личности, популярные и известные люди. Жюри делает свой выбор, основываясь на результатах опросов общественного мнения, слепых проб, экспертиз, вероятностных рекомендациях оргкомитета, а также резюме участников об общественной роли номинанта или компании, его представляющей, его вклад в жизнь общества, его заслуги перед ним. Каждый член Высокого жюри голосует независимо от остальных, что гарантирует объективность. Итоговые баллы суммируются, проверяются ведущей аудиторской компанией, и сводятся в отчетном журнале — с описанием статистического материала, проб, экспертиз и резюме победителей.

За время работы проекта с 2000г. в состав жюри входили:

  • Дарига Нурсултановна Назарбаева — экс-президент медиа-холдинга «Хабар», доктор наук, председатель Высокого Жюри
  • Питер Максимилиан граф де Хайдендорф-Шустер де — Медиас -председатель правления EECCIT, доктор наук, профессор, сопредседатель Высокого Жюри
  • Юрий Александрович Синявский — ЗАО «Казахская Академия питания», доктор наук, профессор
  • Жанат Колановна Бердалина — управляющий партнёр, генеральный директор KPMG «Жанат»
  • Набира Мурзахметовна Неясова — заместитель председателя президиума Городской Коллегии Адвокатов
  • Сапар Хайсанович Кошкимбаев — управляющий партнёр-президент ЗАО «BDO-Казахстанаудит»
  • Хамит Кошанович Ракишев — президент Союза торгов-промышленных палат Казахстана
  • Нина Семеновна Безрукова — вице-президент Союза производителей продуктов питания Казахстана
  • Кыдрал Базаралович Бегасильев — директор алматинского регионального филиала по пассажирскому вагонному хозяйству
  • Валерий Альбекович Кузембаев — зам. председателя Комитета Культуры г.Астана, заслуженный деятель искуств РК
  • Айкан Аканович Аканов- вице-министр здравоохранения, генеральный директор Нац. Центра ФЗОЖ, доктор наук, профессор
  • Владимир Ахмадьянович Рерих — исполняющий обязанности президента ЗАО «Хабар»
  • Гурам Михайлович Пичхадзе — заведующий кафедрой фармакологии КазНМУ, професссор, доктор наук
  • Юрий Михайлович Крылов — генеральный директор ТелеРадиоКомплекса при президенте РК
  • Сергей Александрович Терещенко — зам. пред. Ассамблеи Народов Казахстана, кандидат наук
  • Дюсен Курабаевич Касеиновпредседатель Комитета по Культуре РК, заслуженный деятель искусств РК, профессор
  • Мурат Мухтарович Ауэзовдиректор Национальной Библиотеки г. Алматы, кандидат наук
  • Мырзабай Мухат Мусатовичдиректор Алматинского филиала ОАО «Национальный Центр Экспертизы и Сертификации» г. Алматы
  • Арманжан Мерекеевич Байтасовпрезидент ТРК 31 Канал
  • Светлана Юрьевна Шамсутдиновапрезидент общественного фонда «Лига Потребителей Казахстана»
  • Гульмира Мактыбековна Алдияровагенеральный директор ТРК «Шахар»
  • Наблюдатель Центра Маркетинговых Исследований (Брюссель)

Конференция

В рамках фестиваля-конкурса периодически проводится конференция «Продвижение марочных товаров и услуг на казахстанском рынке», посвященная проблемам и успехам в этой области. Своим опытом делятся специалисты компаний брэнд-лидеров, государственных ведомств и организаций. Данная конференция призвана существенно обогатить опыт ведения брэнда в местных условиях, и позволит расширить круг профессиональных знакомств.

Авторские права

Номинации, названия, графические императивы и торговые знаки защищены соответствующими свидетельствами о регистрации товарных знаков Республики Казахстан, охраняются Законом РК. Дата регистрации в Государственном реестре Национального Патентного Ведомства Республики Казахстан 14.05.1999 г. При неправомочном использовании званий и графических императивов конкурса, а также образов, схожих с ними до степени смешения, оргкомитет конкурса развернет судебное преследование нарушителей Закона РК. При неправомочном использовании званий и графических императивов конкурса, а также образов, схожих с ними до степени смешения, оргкомитет конкурса развернет судебное преследование нарушителей Закона РК.

Международный уровень

Фестиваль-конкурс «Выбор года» в СНГ проходит в:  Украине, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. В организации конкурса приняли участие Европейский центр маркетинговых исследований и Европейской экономической палаты коммерции, индустрии и торговли. Победители номинируются к участию в европейском форуме на получение Евромаркет-приза.

Финальное шоу

Подведение итогов общенационального фестиваля-конкурса «Выбор года» в Казахстане проходит на главных сценах страны с участием всех номинантов, победителей прошлых лет, членов экспертных комиссий и Высокого жюри, почетных граждан Казахстана. Торжественная церемония вручения главных наград фестиваля «Выбор года» — почетных медалей и фестиваля «Человек года» — статуэтки «Алтын Адам» — точной копии археологической находки сопровождается выступлением звезд эстрады.